День Пятый

Вираж на 460 градусов.

Казань

Утренняя Волга

Проснулась около 5 утра. Выглянула в окно. Красотища! Проходим Чебоксары. Как раз напротив в этот момент был центр города, мечеть, церкви и пр. Понимала, что уже не успеваю снять. Чуть-чуть ухватила сбоку. Потом была ЛЭП от Чебоксарской ГЭС, очередной шлюз и переход на более низкий водный уровень.

Посмотрела вперед, прямо по курсу: марево. Опять будет жара. Почти весь день будем в Казани. Как бы там не расплавиться и не превратиться в тесто.
Сейчас 7 часов утра. Сижу на корме средней палубы. Потихоньку начинают выходить туристы. Один дядечка все ходит и ходит, наворачивает круги по палубе. Кто-то на  утреннем ветерке пьет кофе, кто-то делает зарядку. По правому борту мимо проплыл какой-то пансионат.

Сегодня обещает быть чудный день.  За кормой развивается российский флаг. Опять справа песчаный обрыв и ярко-зеленая растительность. Мерно работает машина. Убегают от кормы в обе стороны волны. Сзади пристроился маленький кораблик. Безоблачное небо и волжский простор. Если есть счастье, то, наверное, вот оно.

С борта "Александра Свирского"

Вираж на 460 градусов. Как мы чуть не врезались в берег.

Следующая точка, где мы должны пришвартоваться, -  Свияжск.  Солнце палит, как угорелое. Все уже успели обгореть и бегают от солнышка с борта на борт. Солнце по левому борту – все со стульями идут на правый. Река поворачивает, солнце переход на правый борт – все тащат свои стулья на левый.

Теплоход опять поворачивает, и все стараются угадать, надо ли в это раз опять тащить стулья на другой борт, или река опять вскорости повернет.
«Смотрите, смотрите, вон идет навстречу теплоход». Значит, мы тоже пойдем тем же фарватером. Значит, 5-10 минут можно и потерпеть.

Встречный теплоход идет вдоль берега, и мы идем почти перпендикулярно ему. Смотрю вперед – прямо по курсу берег. Уже совсем близко. Все ближе и ближе. А наш теплоход все идет на большой скорости прямо вперед. Кажется, еще чуть-чуть, и мы врежемся в берег.  Интересно, там на мостике, они видят, куда мы идем? Или же там никого нет?

Вдруг очень  резкий разворот вправо. И мы пошли на разворот.

Так надо было или не надо перетаскивать стулья на другой борт?

А теплоход продолжает кружение на одном месте почти вокруг своей оси.  На одном месте мы сделали полный разворот на 360° и добавили к этому еще градусов 80 – 100.

Интересно, что это было?

Теплоход, шедший перпендикулярным курсом, ушел направо на Свияжск. Он ушел уже достаточно далеко. А мы все болтаемся и болтаемся на одном месте. И вот потихоньку и мы двинулись следом.
Ага, теперь все понятно. Тот теплоход шел из Казани с экскурсией. И он будет ждать там туристов 2-3 часа. А нам надо только высадить своих и идти сразу же в Казань. Поэтому мы просто пропускали его, чтобы пришвартоваться к его борту.

Перед Свияжском – еще один Макарьевский монастырь. Прямо на крутой горе. Синие купола, выбеленные стены и золоченые кресты. Очень красиво. И еще памятник самому Макарию.

Волга здесь очень широкая.  И, тем не менее, фарватер проходи практически у самого берега. И фарватер здесь достаточно узкий. Не удивительно, что большие круизные лайнеры до сих пор здесь не швартовались. Наша швартовка у острова Свияжск тоже прошла не очень гладко. По крайней мере, такой сложной швартовки до сих пор у нас еще не было.
После Свияжска – прямо на Казань. И потом круиз пойдет в обратную сторону.

Утренняя Волга
Как мы чуть не врезались в берег
Казань

Улица Баумана и площадь у кремля

Вышли к Казанскому кремлю. Ну, кремль как кремль: стены, башни. После всего увиденного уже перестаешь впечатляться.  А вот Мечеть и соседствующие рядом с ней православные храмы, вот это соседство действительно завораживает. В Кафедральном соборе попали на окончание службы. Очень красиво и звучно батюшка ее вел. Совсем не так, как во Пскове, более быстро и профессиональнее, что ли. Хотя туристов не пускали близко к алтарю, все же нам даже удалось получить благословение.

Зашли в Мечеть. Для женщин правила – как в православном храме: юбка, прикрывающая колени, закрытые плечи, грудь и волосы.  А вот мужчинам головной убор можно не снимать.  Обычно при входе в мечеть надо снимать обувь. Но здесь, в центральной Мечети Казани сделали исключение. Слишком много туристов, слишком много обуви. Поднялись даже по винтовой лестнице наверх, посмотреть на молельный зал сверху. Зашли в музей истории ислама.  Там все так необычно.
Казанский кремль – резиденция руководства Татарстана. Много праивтельственных зданий. Но они не бросаются в глаза, а как будто спрятаны за историческими зданиями. По крайней мере, когда заходишь в кремль, видны только исторические и культовые сооружения.

Вышли на смотровую площадку. Ту, которая в кремле. Очень красивый вид и на набережную, и на противоположный берег Волги. Внизу был дворец республики. За рекой виднелся большой казан. Еще дальше – современная застройка. При этом очень красивое чередование зданий разной этажности. В Казани действительно строят со вкусом.  И денег, как видно, не жалеют.
К Кремлевской площади возвращались вдоль наружной стороны кремля. Снизу башни казались выше, чем есть на самом деле. И очень классно смотрелись белые башни на фоне темных облаков.

Фотки из Казанского кремля

Вот слева уже показалась большая Казань. Прошли церковь Всех Святых. И много – много многоэтажных домов на горизонте...

Казань – очень красивый город. Красивый и большой.  Удивительно, но там в центре им удалось сохранить индивидуальный облик каждого дома. Если в Москве в центре начинали что-то строить, то это в корне портило весь квартал. И все дома, расположенные рядом, как-то блекли и теряли свою привлекательность. А в Казани рядом могут быть средневековые храмы, здания 19 века, советский конструктивизм и самые современные здания. И каким-то невероятным образом каждое здание при этом сохраняет свою индивидуальность. И соседние дома только подчеркивают это.

Улица Баумана – это как Арбат, каким он был лет 30 назад. Только более свободная и раскрепощенная молодежь.. Что добавляет остроты впечатления. Очень понравилось. Просто пройти по этой улице – уже удовольствие. Много оригинальных зданий, вывесок, людей… Много креатива. Говорят, что здесь особенно интересно вечером, когда собирается молодежь, и много самодеятельных концертов и импровизаций.

Фото из Казанского кремля
Казансий кремль

Прямо в порту в палатках, которых там несколько, купили чак-чак, хворост и другие сладости. Нам сказали будет дешевле, чем в центре. Так и оказалось. И поэтому в самом городе мы ничего и не искали. А купили все прямо перед возвращением на теплоход на ужин.
После ужина пошли купаться. Рядом с портом (примерно 1 км) есть небольшой необорудованный пляж. Уже стемнело. Было прохладно. Но вода была как парное молоко.  Смотреть ночную Казань просто уже не было сил.
И  вот огни Казани остались позади. Центральную часть города мы на теплоходе не проходили.  Видели только издали. От речного порта сразу вверх по течению. И начался обратный путь.